Сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействию с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий

взаимодействие с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий

Декларируемые объекты являются объектами нового строительства. После ввода объектов в эксплуатацию должен быть разработан порядок взаимодействия должностных лиц ОПО, служб охраны ОПО с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Главного управления МЧС России по области, а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными службами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта.

Материально-технические и финансовые ресурсы в зоне размещения объектов обустройства (их объемы, места складирования) определяются совместным решением администрации района, руководителей предприятий, размещенных в зоне в соответствии с нормативами, разработанными для районов РФ.

Ликвидация аварийных ситуаций на проектируемых декларируемых объектах будет осуществляться силами подразделений предприятия и привлекаемых организаций в соответствии с Планом ликвидации аварий и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, разработанными по мере ввода декларируемых объектов в эксплуатацию.

При возникновении аварии начальник смены (оператор) объекта докладывает руководству объекта и диспетчеру ЦПДС, задействует схему оповещения, сбора и выезда к месту аварии аварийных бригад и техники с оборудованием, инструментом, материалами, средствами связи, пожаротушения и индивидуальной защиты.

Диспетчер ЦПДС в первую очередь оповещает председателя КЧС и ОПБ, уточняет у него в какие Государственные органы сообщать о ЧС, кого оповещать из членов КЧС и действует согласно его распоряжениям.

Оценив ситуацию, председатель КЧС и ОПБ дает распоряжение на оповещение и сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям управления и необходимыми для ликвидации аварий аварийных бригад.

КЧС и ОПБ принимает на себя непосредственное руководство ликвидацией аварии на объекте. Для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в месте возможной аварии, выработке предложений для её нормализации, создается оперативная группа из членов КЧС.

После уяснения обстановки принимается решение председателя КЧС и ОПБ на выполнение необходимых мероприятий по ликвидации аварии на объекте.

Взаимодействия объектовых и территориальных сил ликвидации аварий (ЧС)

Необходимость взаимодействия объектовых и территориальных сил ликвидации аварий (ЧС) может возникнуть в случае ЧС на территории Ямало-Ненецкого АО или если масштабы ЧС таковы, что КЧС и ОПБ не может самостоятельно обеспечить ее локализацию и ликвидацию.

При возникновении ЧС на территории АО информация по радиотрансляционной сети или по телефонной линии связи от территориального органа МЧС поступает на и транслируется на территорию объекта.

При получении информации о возникновении или угрозе возникновения ЧС дежурный диспетчер ЦПДС обязан:

  • уточнить номер телефона, с которого объявлена угроза возникновения ЧС,
  • позвонить по данному телефону и получить подтверждение;
  • приступить к оповещению командно-начальствующего состава и производственного персонала по соответствующей схеме.

Сбор командно-начальствующего состава осуществляется с использованием дежурного или личного автотранспорта.

При прибытии, председатель КЧС и ОПБ уточняет обстановку на аварийном участке, на объекте в целом и далее действует в соответствии с планом по выполнению мероприятий, проводимых при функционировании системы «ГазЧС» в режиме «чрезвычайной ситуации».

После оповещения командно-начальствующего состава диспетчер, совместно с дежурным техником связи оповещают производственный персонал и ИТР. С прибытием по сигналу сбора рабочих и служащих в ООО формируются аварийные бригады и при необходимости нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

КЧС и ОПБ организует уточнение первичной информации о характере, масштабе и прогнозе развития ЧС и степени влияния на персонал объекта. Дает указание на организацию разведки и наблюдения за развитием ЧС.

Руководство ликвидацией ЧС осуществляют координирующие органы РСЧС соответствующего уровня. При этом проведение мероприятий по защите производственного персонала (в случае его попадания в зону ЧС), а также выделение сил и средств Обществу осуществляется в соответствии с решениями органов, руководящих ликвидацией чрезвычайной ситуации в районе расположения объекта.

В общем виде схема взаимодействия, охватывающая и проектируемый объект, выглядит следующим образом.

На верхнем уровне управления система «Газ ЧС» осуществляет взаимодействие через Группу реагирования на ЧС ООО (возможно привлечение Управления мобилизационной подготовки, ГО ЧС ОАО (постоянно действующий орган «Газ ЧС» верхнего уровня)) с постоянно действующими и рабочими органами функциональной подсистемы РСЧС Минэнерго России (Управлением по предупреждению и ликвидации ЧС и охране труда в ТЭК Минэнерго России). Органы оперативного управления «Газ ЧС» верхнего уровня осуществляют взаимодействие с оперативно-диспетчерской службой Минэнерго России и другими рабочими органами подсистемы Минэнерго России.

На среднем уровне управления (в рассматриваемом случае — уровень организации (предприятия) — «ГазЧС» взаимодействует через Специальный отдел с региональными центрами по делам ГО ЧС, КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъектов.

На местном уровне управления КЧС и ОПБ взаимодействует с КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления (Пуровского района ЯНАО). На объектовом уровне «ГазЧС» взаимодействие осуществляется через диспетчерские службы Общества и специалистов ГОЧС.

Взаимодействие «Газ ЧС» с подсистемой РСЧС Минэнерго России осуществляется:

  • в повседневной деятельности — при согласовании нормативно-правовых актов, методических и других материалов по функционированию «Газ ЧС», а также при обмене информацией по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
  • в чрезвычайной ситуации — при согласовании возможного привлечения сил постоянной готовности МЧС России к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте и необходимости совместных действий по ликвидации ЧС.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ должен осуществляться в соответствии с приказом МЧС РФ от 05.05.2008 № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и устанавливаться «Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и «Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Взаимодействие осуществляется в соответствии с Планом ликвидации аварий (ПЛА), утвержденным главным инженером организации.

Оперативная часть ПЛА содержит сценарии возможных аварийных ситуаций, порядок действий по локализации и ликвидации аварий, указаны силы и средства для ликвидации аварий, ответственные лица за проведение работ и места их дислокации, определены обязанности лиц, принимающих участие в ликвидации последствий аварии.

Основные действия по локализации аварий, предотвращению ее развития и ликвидации ее последствий, регламентированные документом, заключаются в:

  • оперативном оповещении должностных лиц организации, сторонних организаций и аварийно-спасательных подразделений об аварии;
  • оценке масштабов аварии и принятии решения по задействованию требуемого количества сил и средств по ликвидации аварии;
  • локализации места аварии с целью недопущения ее экскалации и ограничения доступа к месту аварии посторонних лиц;
  • ликвидации последствий аварии.

На месте реализации аварии проводятся первостепенные мероприятия:

В случае реализации штатной аварийной ситуации процесс обнаружения и локализации аварии отработан в автоматическом режиме и предполагает:

  • обнаружение пожарной опасности на объектах;
  • определение позиции, помещения и зоны пожарной опасности;
  • распознание пожарной опасности;
  • включение сигнализации на месте пожарной опасности;
  • выдача сигналов пожарной опасности с указанием позиции, помещения, зоны и номера извещателя оперативному персоналу;
  • выдача сигналов пожарной опасности в пождепо;
  • выдача сигналов в АСУ ТП УКПГ;
  • контроль работы станции автоматического пожаротушения;
  • автоматическое отключение вентиляции, закрытие огнезадерживающих клапанов и заслонок наружного воздуха в помещениях и зонах пожарной опасности;
  • включение автоматической системы пенного пожаротушения в помещениях и зонах, оборудованных данной системой;
  • включение автоматической системы пожаротушения в помещениях и зонах, оборудованных данной системой.выдача сигнала на включение системы водяного пожаротушения (насосная второго подъёма) для неавтоматического пожаротушения;
  • диагностика исправности шлейфов пожарной сигнализации и шлейфов управления оборудованием пожаротушения.

Классификация чрезвычайных ситуаций производится в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.

В случае, если чрезвычайная ситуация выходит за пределы локальной, к ликвидации ее последствий привлекаются силы и средства местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ либо федеральные силы.

В ходе ликвидации аварий принимаются все возможные меры по снижению воздействия последствий аварий на окружающую среду. Все бригады, участвующие в ликвидации аварий, обязаны выполнять требований промышленной и пожарной безопасности.