Для устройства земляного полотна автомобильных дорог должны быть использованы непучинистые песчаные материалы. Песок должен отвечать требованиям ГОСТ 25100-2011. Модуль крупности от мелкого до крупного, объемный вес в состоянии естественной влажности 1600 — 1900 кг/м³, объемный вес насыпной — 1500 — 1800 кг/м³.
При возведении насыпей из непылеватых песков в летних условиях допустимая влажность при уплотнении не ограничивается. Влажность грунтов отсыпки должна быть близкой к оптимальной, при недостаточной влажности грунтов летом рекомендуется производить полив грунтов водой при уплотнении.
При возведении насыпей в зимних условиях влажность не должна быть более 1,3 оптимальной влажности при песчаных и непылеватых супесчаных грунтах.
Обеспечение объектов строительства песчаным грунтом предусмотрено из карьеров песка № 1-П. Средняя дальность возки грунта с карьера песка №1-П 6 км. Сведения о карьерах песка приведены в Разделе «Проект организации строительства».
Грунты в карьерах представлены песками мелкими. Гранулометрический состав приведен в таблице 12.
Таблица 12 –Гранулометрический состав песка
Наимено-вание карьера | Гранулометрический состав, %,
размер фракций, мм | Классификация грунта по ГОСТ 25100-2011.
Группа песка по модулю крупности М кр, ГОСТ 8736-2014 | |||||||
5-2 | 2-1 | 1-0,5 | 0,5-0,25 | 0,25-0,1 | 0,1-0,05 | 0,05-0,005 | < 0,005 | ||
Карьер песка №1-П | — | 3 | 10 | 19 | 53 | 15 | — | — | Песок мелкий
средней плотности, средней степени водонасыщения |
Грунты неоднородные, природная влажность грунта составляет 0,15 д.ед, Данные приведены из паспорта карьера, который входит в проектную документацию по разработке карьера.
Обоснование необходимой плотности грунта насыпи и величин коэффициентов уплотнения грунта
В соответствии с СП 34.13330.2012 степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплотнения, должна быть 0,95. Значение коэффициента относительного уплотнения — 1,05.
Отсыпку грунта в дорожную насыпь следует производить от краев к середине. В целях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, ширина отсыпки, как правило, должна быть больше проектного очертания насыпи на 0,3 — 0,5 м с каждой стороны. Излишний грунт убирают при планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи.
Выбор грунтоуплотняющего средства для зимних земляных работ должен производиться по более скорректированным принципам и критериям, чем для летних условий производства работ. С целью некоторого снижения скорости смерзания грунта и обеспечения возможности быстрого его уплотнения возведение насыпи целесообразно вести слоями не менее 40 — 50 см и узкими по ширине захватками (не более 3 — 4 полос, каждая из которых равна ширине уплотнения катка). Длину захваток тоже следует сокращать до минимума, составляющего (при морозе минус 20 — 30 °С) примерно 20 — 30 м.
Рекомендуется использовать для уплотнения грунта при строительстве в зимнее время самоходные шарнирно-сочлененные виброкатки с гладкими или кулачковыми вальцами. Они имеют вибровальцовый модуль весом не ниже 7 — 8 т (общий вес вместе с тракторным модулем около 12,5 — 13 т), так как, только при таком или большем весе вибромодуля современного катка его производительность и способность дробить мерзлые комья будут соответствовать данным условиям.
Толщину уплотняемого слоя, количество проходов по одному следу необходимо уточнить методом пробного уплотнения.
Перед началом работ, подрядной строительной организации необходимо разработать программу пробного уплотнения, с учетом имеющейся техники, и конкретных климатических и гидрогеологических условий на период проведения работ. При необходимости, выполнить технологические мероприятия для приведения влажности грунта к оптимальной влажности (СП 34.13330.2012).
Расчет объемов земляных работ
Объемы земляных работ в проектной документации рассчитаны в программном комплексе «CREDO Дороги».
При подсчете объемов земляных работ по устройству земляного полотна учтены объемы на устройство виражей и уширение земляного полотна, на устройство площадок для разъезда автомобилей, дополнительные объемы на устройство примыканий.
При подсчете объемов земляных работ учтены потери грунта. Коэффициент 1,01 учитывает потери грунта при транспортировке автосамосвалами по СП 45.13330.2012.
При подсчете объема грунта для возведения насыпи учтен коэффициент относительного уплотнения 1,05.
Описание принятых способов отвода поверхностных вод, поступающих к земляному полотну
Для предохранения земляного полотна от размыва и переувлажнения поверхностными водами предусматривается устройство водоотводных канав.
Поверхностный водоотвод обеспечивается поперечным и продольным уклоном проезжей части вдоль бордюрных блоков. Для очистки воды предусмотрено устройство фильтрационных колодцев. Подвод воды с проезжей части происходит вдоль бордюрных блоков, далее по откосу с помощью телескопических лотков. Колодец состоит из сборных железобетонных блоков, полость которых заполнена нефтепоглощающим сорбентом “Ирвелен-М” (ТУ 2282-001-76919220-2007) на основе синтетических материалов, являющимся фильтром для очистки сточных вод. Эффективность очистки 99,9%.
Отвод поверхностных вод от насыпи и прилегающей к земляному полотну местности осуществляется по кюветам в пониженные места рельефа и к водопропускным трубам.
Кюветы запроектированы с использованием системы автоматизированного проектирования автомобильных дорог «CREDO Дороги». Объемы земляных, планировочных и укрепительных работ по их устройству приведены в сводной ведомости объемов работ.
Укрепление дна и откосов кюветов производится посевом семян многолетних трав по слою почвенно-растительного грунта толщиной 0,15 м.