Система измерений количества и показателей качества нефти (СИКН) поставляется блоком полной заводской готовности.
Принципиальную обвязку СИКН на технологической схеме, расположение блоков СИКН, более подробное описание, планировка трубопроводов представлена в томе 5.7.8 «Система измерений количества и показателей качества нефти (СИКН)».
Основная схема измерений массы нефти реализована с применением косвенного метода динамических измерений с использованием измерительных преобразователей объемного расхода, поточных преобразователей плотности, преобразователей температуры и давления.
Состав СИКН и устанавливаемое оборудование соответствует МИ 3532-2015 «Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Рекомендации по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти», МИ 2825-2003, МИ 2837-2003.
СИКН обеспечивает выполнение следующих основных функций:
- автоматизированное измерение массы брутто нефти и вычисление массы нетто нефти;
- автоматизированное измерение технологических параметров;
- автоматизированное измерение качественных показателей нефти;
- отбор объединенной пробы в соответствии с ГОСТ 2517;
- отображение (индикацию), регистрацию и архивирование результатов измерений;
- поверку рабочих и эталонных средств измерений (далее СИ) на месте эксплуатации без нарушения процесса измерений;
- контроль MX СИ на месте эксплуатации без нарушения процесса измерений;
- передачу данных на верхний уровень.
В состав блока СИКН входит:
- блок фильтров;
- блок измерительных линий;
- блок измерения показателей качества нефти;
- стационарная поверочная установка (ПУ);
- узел подключения передвижной ПУ;
- пробозаборное устройство.
Оборудование и трубопроводная обвязка СИКН приняты на расчетное давление 2,5 МПа.
Запорная арматура на площадке СИКН после измерительных линий предусмотрена с контролем протечек. Запорная арматура с контролем протечек установлена на РВС участвующих в резервной схеме учета нефти.
Дренаж нефти из блоков СИКН предусматривается раздельный в подземные емкости ЕП-2 объемом 12,5 м3 для учтенной нефти и ЕП-1 объемом 63 м3 для неучтенной нефти.
Категория (по ГОСТ 30852.11-2002) и группа (по ГОСТ 30852.5-2002) взрывоопасной смеси паров ЛВЖ с воздухом — IIА-ТЗ.
Площадка для АЦ
Герметизированный слив товарной нефти из автоцистерн (АЦ) в надземные резервуары V=4500 м3 запроектирован через емкости подземные V=63 м3 на площадках для АЦ через узел наполнения (УН).
Узел наполнения является соединительным звеном шланга АЦ и трубопроводом ДО1 DN 80 линии наполнения резервуаров V=63 м3. Автоматическое закрытие линии наполнения при расстыковке происходит благодаря отсечному автоматическому клапану КОА-80, входящему в состав узла наполнения и пропускающего топливо только в одном направлении. Конструкция УН позволяет подсоединять различные шланги АЦ.
Роль огнепреградителя в УН выполняет поплавковый клапан, препятствующий распространению пламени в пространство резервуара.
Для защиты узла наполнения от атмосферных осадков предусмотрен металлический отсек серийного производства.
Узел наполнения установлен рядом с площадкой АЦ, что исключает его повреждение автоцистерной.
Площадка для АЦ — проездная, бетонированная 22х4 м с водонепроницаемым бортиком высотой 150 мм. Въезд и выезд автоцистерн предусмотрен через пандусы с уклонами 1:10. На площадке выполнен трап для сбора жидких осадков и розливов товарной нефти.
Разгрузка происходит при помощи насоса АЦ.
Категория по пожарной опасности — АН.
Категория и группа взрывоопасной смеси — IIА-Т3.
Класс взрывоопасной зоны — 2.
Автоцистерны после их заполнения нефтью на площадке УПН Яро-Яхинского месторождения в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются:
- горловина (горловины);
- сливной вентиль (сливная задвижка);
- в случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом.
Автоцистерны оборудуются:
- противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;
- сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.;
- сливными рукавами с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов;
- устройством автоматического контроля заземления автоцистерн.
Автоцистерны поверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка товарной нефти автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается.
Перед сливом нефти необходимо:
- заземлить автоцистерну;
- трубопровод от дождеприёмника переключить на трубопровод от резервуара аварийного пролива нефти (поз. 13 по ГП);
- подсоединить автоцистерну к УН.
Сведения об устройстве автоматического контроля заземления автоцистерн приведены в томе 5.1.